воскресенье

Итоги года и контроль продуктивности

пчеловодство
Зимой по записям в картах отдельных семей можно не спеша еще раз проследить динамику их развития за истекший год, сравнить плодовитость маток и продуктивность их семей для принятия соответствующих решений по селекционной работе, а также проверить, соответствуют ли ожиданиям полученные результаты. За несколько лет записи о развитии отдельных семей, а также записи об изменениях погоды и ходе медосбора превратятся в основное руководство по ведению хозяйства, которое всегда должно соответствовать местным условиям.

Наш производственный план
Поскольку каждый пчеловод в своей работе должен отталкиваться от данных условий, которые зависят от места положения пасеки, климата и медоносной базы, а также от возможности перемещения пасеки, то у каждого должен быть свой производственный план. Мы тоже разработали для себя такой план, который претерпел с годами и меняющимися условиями значительные изменения.
В местечке Крайхгау, где мы держим свою пасеку, всегда был действительно хороший ранний взяток. Раньше здесь было больше фруктовых садов, одуванчика и шалфея, который, к сожалению, уже совсем исчез. Зато теперь на полях есть рапс. Вообще ранний взяток очень краток по времени и примыкает к поддерживающему взятку (в последние годы иногда и с ели, но всегда мелецитозный мед).
Так как рядом расположен Шварцвальд, где можно рассчитывать на хороший медосбор с ели и белой пихты, то мы с нашими наиболее продуктивными семьями должны готовиться использовать лесной взяток, длящийся иногда довольно долго. На главный медосбор мы выезжаем в июне—июле.
Когда эти выехавшие семьи возвращаются осенью домой, они довольно сильно изношены работой, и их хорошая зимовка уже не гарантирована. Исключение составляют годы, в которые они возвращаются домой уже в начале августа без пихтового меда.
Поскольку в первые годы мы заметили, что в среднем наибольший доход при небольшом объеме работы постоянно приносят семьи, которые выведены в предыдущем году из отводков, то уже в 1960-е годы (еще в книжных ульях) мы организовали свою работу соответствующим образом.
Мы использовали ранний взяток и переезжали с сильными и обещающими хороший сбор семьями в Шварцвальд. Дома оставались все семьи, которые не обладали достаточной силой или больше налегали на воспитание расплода, а не на сбор меда. Из этих «мясных» семей мы потом устраивали отводки, которые за лето вырастали в полноценные молодые семьи. Они не должны были использовать пихтовый взяток и могли спокойно подготавливаться к зиме и следующему году при оптимальном уходе. Старые семьи в лесу мы объединяли, за счет чего их количество сокращалось, в то время как самые лучшие своевременно перевозились домой в селекционных целях, остальные оставались в лесу до окончания медосбора, который часто длится до сентября. По этому плану мы и работаем до сих пор. Он себя хорошо оправдывает.Весной у нас примерно 2/з молодых семей, выведенных год назад, которые не использовались в лесу, и '/з старых, которые уже приносили доход в прошлом году. Молодые семьи используются для сбора меда, а старые — для выведения молодых семей. К осени мы должны иметь столько молодых семей, сколько нам потребуется для работы на медосборе в следующем году. Выработавшиеся на медосборе семьи объединяются и доводятся до необходимой для зимовки силы.
В годы, в которые выпадает поздний взяток, рабочие семьи могут усиливаться, так как многие из них еще слишком сильны для объединения. Они остаются зимовать в двух корпусах. Это, конечно, стоит большего количества корма, но в следующем году оправдывает себя. Кроме того, такие годы случаются редко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий